VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и правовые основы экономической безопасности государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015500
Тема: Понятие и правовые основы экономической безопасности государства
Содержание
Оглавление
Введение	2
1.Понятие и правовые основы экономической безопасности государства	6
1.1 Понятие экономической безопасности государства	6
1.2 Правовые основы экономической безопасности государства	18
2.Таможенные органы в системе органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства	31
2.1 Таможенная политика и ее реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства	31
2.2 Правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства	43
2.3 Фискальная и правоохранительная функция таможенных органов и их реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства	55
Заключение	68

















Введение

     Обеспечение экономической безопасности является жизненно важным направлением государственной политики любого государства. Как и другие виды безопасности, экономическая является залогом не только развития государства и повышения благосостояния граждан, но и залогом самого существования суверенного независимого государства.
      В последние годы обеспечение экономической безопасности становится особенно актуальным. С повышением социальных обязательств государства и осуществлением множества проектов развития промышленности, инновационных технологий, сельского хозяйства, существует необходимость защищать отечественных товаропроизводителей. Особенно данная проблема остро стоит в связи с развитием международной торговли и вступлением России в ВТО.
     С развитием международной торговли, кроме положительных моментов, таких как доступность для населения товаров мировых производителей, конкуренции, также проявились и негативные факторы – на отечественный рынок хлынул поток некачественной, а часто опасной для жизни и здоровья продукции. Часто дешевый товар низкого качества, противозаконные методы ведения бизнеса как отечественных, так и зарубежных предпринимателей, приводят к тяжелым последствиям – не развивается российское производство как в промышленной, так и в сельскохозяйственной сфере. Зависимость от некоторых стратегических товаров, таких как фармацевтическая продукция, приводят к экономической зависимости от корпораций стран запада. Все это говорит о первостепенной задаче обеспечения экономической безопасности государства.
     Для реализации данного направления в стратегическом плане участвуют все государственные органы, однако особая роль в обеспечении экономической безопасности отводится таможенным органам, предопределяянеобходимость исследования теоретических и законодательных основ деятельности в данной сфере.
     Россия наглядно доказала всем ходом исторических событий, на протяжении многих веков: для того чтобы быть самостоятельным и независимым государством от других, более развитых стран, наша страна должна строить свою экономическую политику так, чтобы освоить не только внутренний обширный рынок, но и завоевывать внешние рынки.
Россия переживает сложный этап своего развития, который характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере.
     Таким образом, сегодня существует насущная необходимость осмысления действующего законодательства в данной сфере, выявление, на основе практики применения, законодательных пробелов, определения эффективности деятельности российского законодательства.
     Актуальность темы дипломной работы определяется также тем фактором, что, не смотря на значительное внимание к ней представителей правовой науки, многие вопросы остаются не освещенными, в том числе и развитие законодательства в сфере регулирования деятельности таможенной службы, кроме этого, многие основные понятия, такие как государственная безопасность, вызовы, угрозы безопасности и другие, трактуются исследователями по-разному. Данный факт не мог не отразиться на законодательном регулировании данной сферы и не породить проблемы правоприменения.
     Исследованию таможенной политики посвятили свои труды многие ученые, однако в современной литературе не достаточновнимания уделено роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Данная тема актуальна также и тем фактором, что в последнее время таможенное законодательство, в связи с образованием Евразийского экономического Союза, претерпело существенные изменения.
Проводимые в России реформы глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
     Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становится важным активным фактором формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
     Целью настоящего исследования является путем анализа теоретического и законодательного материала определить роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства.
     Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
   * определить понятие экономической безопасности государства;
   * рассмотреть правовые основы экономической безопасности государства;
   * рассмотреть понятие «таможенная политика» и ее реализацию как фактор обеспечения экономической безопасности государства;
   * определить правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства;
   * провести анализ фискальной и правоохранительной функции таможенных органов и их реализацию как фактора обеспечения экономической безопасности государства;
   * определить направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности.
     Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения экономической безопасности государства, субъектом которых являются таможенные органы.
     Предметом исследования является действующее законодательство в сфере таможенного дела.
     Законодательную основу данной дипломной работы составило действующее российское и международное законодательство в сфере обеспечения безопасности государства, а также законодательство РФ и Евразийского экономического Союза, регламентирующего деятельность в сфере таможенного дела.
     Методологическую основу составили диалектический метод познания, научные положения теории уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, философии, имеющие отношение к предмету исследования.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
1.Понятие и правовые основы экономической безопасности государства

1.1 Понятие экономической безопасности государства
     Во времена становления национальных государств и капиталистических отношений в XVII – XVIII вв. стала актуальной проблема национальной безопасности в целом, и экономической безопасности в частности.
     По мнению М.Кийко, именно в тот период в странах европейской цивилизации начала сформировываться и получила развитие идея о том, что главной целью государства является общее благосостояние и безопасность.1
     Термин безопасность, по словам Мальшина Ю.Н. подразумевает ситуацию спокойствия, которая проявляется в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и сохранению такой ситуации.2
     В 1930-1940 гг. начались активные дискуссии о национальной экономической безопасности, именно тогда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция» (В Англии этот термин упомянул известный экономист Джон Хикс, так он назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство).3
     За это десятилетие стала доминировать идея того, что в интересах общества необходимо дополнить рыночнуюсаморегуляциюцентрализованным регулированием, как утверждает официальное издание ФТС России.
     США является первооткрывателями термина «национальная безопасность». Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость — это состояние, которое обеспечивает необходимую экономическую и военную силу для противостояния угрозам и опасностям ее существования, исходящим, как изнутри собственной страны, так и из других стран.
     Одним из наиболее важных компонентов национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, как писал в своих трудах Авдийский В.И., важно понимать, что второе понятие уже и зародилось на много раньше, чем первое, более широкое.4
    Экономическая безопасность является одним из основных условий существования, а так же устойчивого и динамичного развития любого суверенного государства. В научном сообществе пока не сложилось единого мнения по поводу определения понятия экономической безопасности. Если говорить о правовых основах экономической безопасности государства, следует отметить, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, это заложено в Конституции Российской Федерации.5
     Например, один из вариантов, рассмотренных Беляковой И.М., характеризует экономическую безопасность как положение экономической системы, при котором она способна активно и результативно развиваться, решать задачи социального характера, а так же позволяет государству разрабатывать и реализовывать независимую экономическую политику.6В свою очередь,Давиденко Л.Г, определяет экономическую безопасность как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, социально направленное развитие страны и оборонный потенциал.7 А так же,Пак А.Ю. — как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.8
      В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативное определение экономической безопасности. Впервые категория «безопасность» была использована в ФЗ РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности», где она определялась как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз разного рода.
     Стратегия экономической безопасности в России началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311, согласно которому Министерству экономики России при участии федеральных органов исполнительной власти, а также совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».9
     Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 г., в настоящее время он утратил силу. В этом Указе экономическая безопасность трактовалась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия для жизни граждан, военную и политическую стабильность в стране, целостность государства, изолировать внутренние и внешние негативные факторы и быть материальной основой национальной безопасности.Стоит отменить, что в структуре национальной безопасности (рис. 1.1) экономическая безопасность играет важную роль. Это обусловлено тем, что все виды безопасности не могут в достаточной мере быть реализованы без экономического обеспечения.
     
     Рис. 1.1. Структура национальной безопасности
     При распаде Советского Союза стало ясно, что для того, чтобы обеспечить безопасное существование государства, недостаточно иметь большую армию и высокотехнологичную оборонную технику(рассуждают Баклаков П.А., ЗыбинаЕ.В. и Степура Н.А.), важно учитывать многие факторы экономики, например, развивающийся сектор потребительских благ и услуг, защиту национального производителя, конкурентоспособность товаров, отлаженные механизмы экономического управления и многие другие.10 Во все времена Россия считалась неотъемлемой частью Европы не только в географическом, но и в экономическом отношении. Не сможет Европа без России, как и Россия без Европы. 
     Речь идет о создании в нашей стране демократического, правого государства, о формировании высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного уровня жизни и надёжных социальных и медицинских гарантий.
     У нас одна общая цель– это духовно-нравственное состояние общества, предотвращение угрозы терроризма. Российскому государству следует идти по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество, именно так рассуждают ученые в одной из публикаций по таможенному делу.11
     Изолировать Россию от мировых процессов невозможно, однако включение в общемировые процессы не может быть гарантией безопасного развития, таким образомобеспечение международной экономической безопасности является сложнейшим, многогранным длительным процессом.
     Неотъемлемой частью безопасного развития является обеспечение экономической безопасности в пределах региональных интеграционных объединений, классический пример – Европейский Союз (далее ЕС), рассуждает автор Трунина Е.В.12 Особенностью можно назвать, прежде всего то, что ЕС как интеграционное сообщество известно своими результатами открытости и вовлеченности стран-членов в общемировые экономические процессы.
     Целью системы обеспечения экономической безопасности можно считать достижение состояния успешного хозяйственного комплекса страны, характеризующееся благосостоянием общества, позволяющее удовлетворять все совокупности экономических потребностей населения, обеспечивающее независимость экономики, прогресс в развитии, устойчивость положения в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Это понимание системы обеспечения экономической безопасности характерно и для ЕС. Другими словами, данные аспекты можно отнести и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и уточнить их с учетом каких-либо конкретных реалий.
     На сегодняшний день различные международные и российские организации, изучающие социальные процессы в обществе, используют методические схемы и комплексные показатели, позволяющие так или иначе оценивать уровень безопасности России в свете европейских интеграционных процессов. Так, например, мировые фондовые индексы, которые характеризуют активность экономики фондовых рынков разных стран, индекс деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и др. Эти индексы точно и объективно описывают различные экономические и социально-политические процессы, но самое главное - осуществляют мониторинг их динамики.
     На рис. 1.2 проиллюстрированы примеры основных фондовых индексов на 2017-2018 гг.

     Рис 1.2. Основные фондовые индексы
     Однако выделяют субъектов безопасности в обществе, к которым относятся отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, осознающие угрозы и опасности для общества, государства и осуществляющие определенную деятельность по профилактике и преодолению этих угроз. Так или иначе каждая личность, общественная группа, этническое и национальное сообщество занимаются обеспечением своей безопасности.
     В Законе РФ «О безопасности» уточняется: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.13
     Деятельность людей в сфере безопасности станет более эффективной, если они объединятся в соответствующие организации, учреждения и институты.
     Один из наиболее известных российских ученых Ольга Юрьевна Бакаева утверждают, что наиболее сильная и подготовленная форма организации, призванная обеспечить национальную безопасность – это государство. Государство осуществляет меры по обеспечению всех видов национальной безопасности, например политическая, экономическая, социальная, экологическая и оборонная безопасность.14
     Государство старается направлять усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, для создания условий, которые способствуют защите их национальных интересов и интересов самого государства, полагает Агапова А.В.15 Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативно-правовые акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.
     Обеспечение экономической безопасности государства возложены на три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Щебарова Н.Н. размышляет в своей работе о том, что очень важно разграничивать их полномочия в области обеспечения безопасности страны и ее регионов.16
      Эти полномочия закреплены в Законе РФ «О безопасности». В Законе указано, что только Президент, несмотря на то, что он не относится ни к одной ветви власти, вправе осуществлять общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ.
     Так как это направление деятельности требует профессиональных знаний и умений в разных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, призванного осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.
     Так, ряд западных специалистов считают, что экономическая безопасность государства характеризуется двумя важнейшими признаками:
     • экономической самостоятельностью государства, т. е. его способностью проводить независимую экономическую политику;
      • способностью государства поддерживать достигнутый уровень жизни населения и обеспечивать его дальнейшее повышение.
      Иными словами, обеспечение экономической безопасности означает обеспечение экономических прав граждан, в частности, права на достойную жизнь. Соответственно, понятие «экономическая безопасность» является очень важным и практически ориентированным на обеспечение конституционных экономических прав граждан. Экономическую безопасность в качестве правовой категории можно определить как состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от реальных и потенциальных угроз, которое должно характеризоваться определенными качественными критериями и количественными (пороговыми) показателями и надежно обеспечить существование и прогрессивное развитие личности, государства и общества.
     На одной из Московских конференций дано определение "Совет безопасности" — это конституционный орган, который призван обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.17
     В Законе «О безопасности» сформулированы основные задачи Совета безопасности:
     1. определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
     2. разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
     3. подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
     4. разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и др.
     При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, обычно привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ.
     Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности вправе создавать специальные межведомственные комиссии.
     Трошкина Т.Н заявляет, чтов обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.18
     Красочным примером является деятельность такой массовой негосударственной организации как профсоюзы. В юридическом словаре это понятие трактуется как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности,создаваемое в целяхзащиты их прав и интересов.19Они шаг за шагом проводят в жизнь политику защиты экономических интересов работников, которые работают по найму, активно борются с безработицей, стараются добиться полной занятости населения и улучшения условий труда.20 По мнению российских ученых Суглобова А.Е., Хмелева С.А. и  Орлова Е.А.— экономическая безопасность РФ тесно связана с поддержкой бизнеса. Если учитывать опыт развитых стран, можно сделать вывод о том, что необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.
     Потихоньку уходит в прошлое стиль управления, который базируется на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, начинают доверять рядовому составуи среднему персоналу.
     Таким образом, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, в особенности такой конституционный орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.
     На рис. 1.3 представлена возможная система управления экономической безопасностью страны по мнению российских ученых.
     
     Рис. 1.3.  Система управления экономической безопасностью страны
     По мнению В. Селезнева, важную роль в исследовании экономической безопасности является установление главных критериев и основных индикаторов.21 Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики, а именно оценка:
     * ресурсного потенциала и возможностей его развития;
     * уровня эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);
     * конкурентоспособности экономики; целостности экономического пространства;
     * экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.
     С точки зрения Сенчагова В.К., в систему основных индикаторов экономической безопасности (ИЭБ) включают: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.22
     Приведенные определенияэкономической безопасности позволяют выделить следующие составляющие данного явления:
     * качественно определенный уровень (состояние) национальной экономики;
     * стабильность экономических процессов вне зависимости от внешних и внутренних факторов;
     * её устойчивость кразного рода угрозам;
     * самостоятельное определение путей и форм своего развития;
     * противостояние воздействию внешних и внутренних угроз;
     * готовность и способность создавать механизмы защиты национальных интересов;
     * способность к саморазвитию и прогрессу.
     Таким образом, экономическая безопасность представляет собой состояние экономической системы, которое характеризуется её стабильностью и устойчивостью к внутренним и внешним угрозам, способностью самостоятельно определять формы и пути своего развития, постоянно быть в готовности для создания разных систем и механизмов для защиты её национальных интересов и стимулирования развития.











1.2 Правовые основы экономической безопасности государства

     Категория «экономическая безопасность» в российском законодательстве впервые встречается (но не определяется) в Государственной стратегии экономической безопасности РФ от 29 апреля 1996 года. Сегодня экономическая безопасность, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., входит в структуру национальной безопасности России и рассматривается с позиции обеспечения безопасности граждан и общества. 
     Правовое обеспечение экономической безопасности подразумевает процессы правовой регламентации экономических отношений и реализации правовых предписаний, направленные на обеспечение необходимых условий для развития граждан, стабильности страны, а так же защиты от влияния различных угроз, рассуждает Круглов А.А.23
     Можно сделать вывод о том,что правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации представлено в виде системы нормативно-правовых актов, законодательно определяющих отношения общества, государства, личности и субъектов экономики по вопросам экономической безопасности России.
     Иерархия правовых актов, регулирующих экономическую безопасность, представлена следующими документами:
     * Международные правовые акты.
     * Конституция РФ.
     * Федеральное законодательство.
     * Официальные документы, косвенно регулирующие отношения в области экономической безопасности.
     * Конституции (уставы) и законодательство субъектов Российской Федерации.
     * Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
     * Судебные решения.
     Рассмотрим иерархию подробнее:
     1. Международные нормативные акты. В нашей стране общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
     2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Она составляет источник всего права в государстве; на ее основе происходит становление различных отраслей права. Объем конституционного регулирования в различных странах и в разное время не одинаков. Кроме того, никакая конституция не является ни единственным и всеобъемлющим правовым документом, ни священным текстом, содержащим неизменные установления на все случаи жизни и все времена. Именно поэтому конституционные положения не исчерпывают политико-правовые нормы, определяющие и характеризующие экономическую политику государства. Они конкретизируются, дополняются, развиваются в федеральных законах, разрабатываемых на основе и в соответствии с ней.
     3. Федеральное законодательство и другие правовые акты, включая решения Президента и Правительства РФ. Они носят императивный, общеобязательный характер и определяют правила должного экономического поведения людей, состав и функции органов, сил и средств обеспечения экономической безопасности личности, общества и государства, порядок и правила их деятельности и взаимодействия.
     Официальные документы, которые не являются нормативно-правовыми актами и не содержат прямых предписаний непосредственного действия, играют большую роль в регулировании отношений в области экономической безопасности. Принципиальные положения, касающиеся этого, сформулированы в Стратегии национальной безопасности, Концепции внешней политики, Военной доктрине, Морской доктрине, Доктрине информационной безопасности, Основах пограничной политики, а также в Положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах. Содержащиеся в них установки уточняются и дополняются с учетом изменений международной и внутренней обстановки, характера и содержания вызовов и угроз, а также конкретизируются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах и иных документах по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации. К числу такого рода актов относится и Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г., в которой определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций России в мировом сообществе.24
     4. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, ведомственные стратегии, программы, планы, инструкции, стандарты и требования, методические рекомендации. Они регламентируют содержание и порядок обеспечения безопасности в соответствующих сферах и направлениях деятельности. Скажем, в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах оговариваются их функции по обеспечению собственной безопасности и роль (направления деятельности) в реализации общей политики государства в области безопасности.
     5. Конституции (уставы) и законодательство субъектов Российской Федерации. Они конкретизируют и дополняют федеральное законодательство применительно к региональным условиям и особенностям.
     6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с Конституцией РФ, не входят в систему органов государственной власти, но в пределах своих полномочий самостоятельны. К компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их нормативные акты обязательны для исполнения на соответствующей территории. Востребованность их разработки видна из того, что во многих муниципалитетах введены специальные структуры (типа совета безопасности) и штатные должности, в том числе заместителя руководителя муниципального образования по безопасности.
     7. Судебные решения. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам об экономических преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
     В настоящее время проблемы правового регулирования обеспечения экономической безопасности приобретают особое значение. Назрела необходимость в новом федеральном законе о безопасности, который зафиксирует действенные правовые механизмы по усилению безопасности Российской Федерации, определит юридическую ответственность должностных лиц, принимающих важные государственные решения в этой сфере.
     Дадалко В.А. предполагает, что возможно создание специального института независимой экспертизы всех проектов правовых актов на предмет их соответствия интересам обеспечения безопасности, так как современное состояние правовой базы требует ее дальнейшего развития.25
     Совершенствование правовой базы должно происходить на основе и в рамках внутригосударственной стратегии экономической безопасности и опираться на комплексный правовой и финансово-экономический мониторинг в стране и мире.
     При этом правовое обеспечение экономической безопасности нашей страны в своем развитии прошло в несколько этапов, по мнению Летова В.А.: 
     * зарождение правовых основ;
     * отраслевое развитие;
     * определение стратегии развития;
     * устойчивое развитие.26
     Базовым актом стратегического планирования на долгосрочный период, который закрепляет отечественные интересы и ключевые приоритеты, а так же цели, задачи и меры внутренней и внешней политики в сфере укрепления национальной безопасности и устойчивого развития нашего государства является Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683.27
     В целях реализации конституционных правовых норм 31.12.2015 г. был принят Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. В данном нормативном правовом акте не содержится определения экономической безопасности, но дается определение национальной безопасности Российской Федерации: это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность является комплексным понятием, важной составной частью которой является экономическая безопасность. В Стратегии названы следующие виды национальной безопасности: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. 
     Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов, несбалансированность национальной бюджетной системы, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, сохранение значительной до.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44